Большая часть истории евреев России уже появилась под заголовками Александр, Армения, Кавказ, казаки и др. настоящая статья составлена таким образом, чтобы включать только те факты, которые необходимы для дополнения данных, приведенных в этих статьях. На части территории, входящей в пределы нынешней Российской империи, еврейские жители были найдены в очень отдаленном прошлом; армянские и грузинские историки отмечают, что после разрушения Первого Храма (587 B. C.) Навуходоносор депортировал множество пленных евреев в Армению и на Кавказ. К этим изгнанникам позже присоединились корелигионисты из СМИ и иудеи. Некоторые члены этих ранних колоний, в частности Багратуни , заняли видное место в местной политической жизни. Семья Багратуни была высокой в советах армянского правительства до четвертого века нынешней эры, но религиозное давление, наконец, вынудило ее членов принять христианство. По преданию, еще одна влиятельная еврейская семья , Аматуни, пришла в Армению во времена правления Арташеса. В конце четвертого века были армянские города с еврейским населением от 10 000 до 30 000 человек. Евреи подверглись большим страданиям, когда персы вторглись в Армению, большинство городов были разрушены, и многие из евреев оказались в плену. Евреи жили в Грузии также после разрушения Первого Храма. Правитель назначил им место для поселения на реке Занав. Эта местность впоследствии была названа Керком, что означает "дань", из-за налогов, введенных в отношении евреев. После захвата Иерусалима Веспасианом другие еврейские изгнанники присоединились к своим корелигионистам. Памятники, состоящие из мраморных плит с греческими надписями, и сохранившиеся в Эрмитаже, Санкт-Петербурге, и в музее в Феодосии (Кафа), свидетельствуют о том, что евреи жили в Крыму и вдоль всего восточного побережья Черного моря в начале, общей эпохи, и что они обладали хорошо организованными общинами с синагогами. Большая часть греческих надписей относится к освобождению рабов, которые в повиновении религиозным обетам были посвящены синагоге. Таким образом, вся еврейская община стала хранительницей этих освобожденных рабов.
ранний период. Наличие хорошо организованных еврейских общин в этом регионе служит доказательством того, что евреи жили там задолго до общей эры, и поддерживает заявление Страбона что нелегко найти в населенном мире место без еврейских жителей. Филон также отмечает, что евреи населяли многочисленные города на континенте и острова Европы и Азии. Начиная со второй половины второго века крымские надписи были исключительно на иврите, а не на греческом языке, как это было раньше, что говорит о том, что первые еврейские поселенцы в Крыму были не из Западной Европы, а были Босфорскими и азиатскими евреями. Евреи из Крыма двинулись на восток и на север и стали основателями еврейских общин вдоль берегов Каспийского моря и Нижней Волги, неся с собой цивилизацию, более развитую, чем у коренных племен, среди которых они поселились. Распространение иудаизма среди Чазаров сделало особенно привлекательным для еврейских поселенцев весь район Нижнего Дона, Волги и Днепра. После свержения Хазарского царства Святославом, евреи в большом количестве бежали в Крым, на Кавказ и в княжество Киевское, в прошлом часть территории Чазар. Существует даже традиция (неподдерживаемая, однако, достаточными документальными доказательствами), что город Киев был основан Чазарами. В русских летописях 987 года упоминаются Чазарские евреи, которые пришли к князю Владимиру, желая обратить его в иудаизм. В одиннадцатом и двенадцатом веках евреи занимали в Киеве отдельный квартал, названный еврейским городом, ворота к которому были известны как еврейские ворота (жидовские ворота). В это время евреи встречаются и на северо-востоке России, во владениях князя Андрея Боголюбского .
Из трудов Илариона, митрополита Киевского в первой половине одиннадцатого века, следует, что местная еврейская община обладала весьма значительным влиянием. Очевидно также, что знакомство автора с еврейскими делами было приобретено благодаря личному контакту с евреями и что он счел необходимым бороться с распространением иудаизма. В 1321 году Киев, Волынь и Подолье были завоеваны великим князем литовским Гедиминым, который предоставил еврейским жителям этих территорий те же права, которыми пользовались его еврейские подданные в Литве. Впоследствии эти права были усилены известным уставом Витольда в 1388 году, в соответствии с которым евреям Киева и других русских княжеств было предоставлено полное гражданство, не многие из которых служили в рядах русских князей. Евреи жили в Литве и Польше еще в десятом веке, будучи выходцами из Южной России, Германии и других западноевропейских стран.
Документальные свидетельства о присутствии евреев в Московской России впервые встречаются в летописях 1471 года. Великий князь Московский Иван 3 был первым московским князем, упразднившим феодальную организацию и создавшим централизованное правительство. Отдельные города только Новгород и Псков остались без внимания России. Новгород, входивший в Ганзейскую Лигу, часто посещали иностранные купцы, которые тем самым помогали привнести западные идеи в русский народ. Великий князь Иван с нетерпением наблюдал за событиями в Новгороде, где противостоящие политические партии боролись за превосходство. Одна из этих партий решительно выступала за присоединение к духовному центру греко-Православия, а другая, осуждая растущий религиозный формализм и церемониал, попыталась привести русских к более прогрессивным формам Западной Европы. Эти политические и религиозные волнения подготовили благоприятную почву для религиозной ереси. В 1470 году новгородцы прибегли к помощи князя Михаила Олелковича, брата наместника Киева, в борьбе с Москвой. Он привел с собой ученого еврея Схарию, который обратил священника Диониса в иудаизм.
Иудаизирующая секта быстро завоевала единомышленников и распространилась в Москву, где завоевала поддержку влиятельных людей, стоявших рядом с великим князем. Сам Иван благосклонно относился к новому религиозному движению, и по политическим причинам не предпринимал никаких попыток его подавить. С явным нежеланием он поддался призыву Новгородского епископа и митрополита Московского наказать обидчиков и проверить распространение ереси. Очень вероятно, что Иван попытался усилить свое влияние в Литве с помощью Михаила Олелковича. Возможно, была некоторая связь между изгнанием евреев из Литвы Александром в 1495 году и отношением Ивана к Иудаизирующей ереси. Известно, что строгие меры против иудаистов были приняты только в 1504 году. Во всяком случае, из многих источников видно, что Иван пытался продвигать свои схемы завоевания в Литве, а также В Крыму, за счет получения поддержки евреев. Однако отношения Ивана с евреями не ограничивались двумя Захариазами. Есть документальные свидетельства того, что великий князь переписывался с евреем Хозеем. Он поручил послу Беклемишеву в 1474 году передать свое приветствие Кокосу, а в послании последнему просил его использовать свое влияние на Крымского хана Менгли-Гирея, чтобы побудить этого правителя послать не только его утверждения о дружбе, но и формальный договор с Иваном. Великий князь также попросил Кокос помочь своим агентам, за который помощь он обещал должную компенсацию; и он объяснил, что подарки, которые затем были переданы Кокос, были менее ценными, чем они могли быть, потому что посол не мог нести много багажа."Великий князь далее просил кокос воздержаться от использования иврита в своей переписке и вместо этого использовать русских или татарских персонажей. Последняя просьба свидетельствует о том, что ранее письма на иврите принимались и переводились в Московском суде. Другие документы показывают, что Кокос вел переговоры о браке наследника московского престола с дочерью принца мангупского; а в 1486 году русскому послу было поручено сообщить кокос о том, что если его заслуги окажутся столь же приемлемыми, как и до сих пор, он будет вознагражден великим князем дворцами, аметистами и мелкими жемчужинами.
Приглашение великого князя Захарии Гизольфи проживать в Москве указывает на то, что никаких ограничений в отношении проживания в этом городе богатых и влиятельных евреев не существует. Казнь еврейского придворного врача Льва (или Леона) не повлияла на отношение Ивана к евреям; ибо в своей последующей переписке (до 1500) он все-таки призвал Гизольфи обосноваться в Москве.

 

';