пещерные города крым

Мангуп-Кале, Эски-Кермен
В результате миграции готических племен на Северное Причерноморье в III-IV вв. н. э. Крымская Гота появилась как специфическое государство. В VI веке готы и аланы стали фоидератои (союзники) Византийской империи и, следовательно, многочисленные крепости и укрепленные поселения были построены в горной Крымской области для защиты местного населения и северных границ империи. В ходе сложных исторических событий XIII-XIV веков на этой территории возникло автономное княжество Теодоро. Это княжество считается правопреемником Крымского Готэа. Наиболее важные средневековые поселения Крымского Готэа приобрели специфическое название "пещерные города", в силу своей специфики. Сегодня мы знаем около 10 участков этого типа, которые выглядят как монадноки, покрытые остатками городских зданий и многочисленных пещерных сооружений, которые сидят на вершинах и склонах плато они занимают. Среди многочисленных населенных пунктов, расположенных в этом районе, есть два-Мангуп-Кале и Эски-Кермен, которые являются самыми большими по размеру и самыми выдающимися по значению для Крымского Готэя, земли с глубокими историческими корнями и уникальными природными ландшафтами.
Следовательно, объект культурный ландшафт пещерных городов Крымского Готэя является серийным и относится к смешанному типу номинаций (которые имеют культурные и природные особенности). Объект состоит из участков, которые являются уникальными остатками средневековых поселений, расположенных на склонах и плоскогорьях двух природных монастырей, Мангуп-Кале и Эски-Кермен. Составленный из известняка и расположенный на расстоянии 5 км от Одина, и наружная гряда Крымских гор, были объявлены как естественные места. Важность этих мест в значительной степени определяется историческим названием пещерный город, что они несут и которые появились в результате сотен искусственных пещер, вырезанных людьми на склонах и плато. Объект имеет также археологическую ценность из-за многочисленных пещерных сооружений и наземных зданий из средневекового периода, которые до сих пор посажены в этом районе. Результаты археологических исследований показывают, что Мангуп-Кале и Эски-Кермен были основными центрами, вокруг которых сформировалось средневековое Крымское государство, а затем княжество Теодоро - образования, сыгравшие выдающуюся роль в зоне соприкосновения Византийской цивилизации и варварского мира.
Мангуп-Кале-это скалистое плато неправильной формы, занимающее площадь около 90 га, которое ограничено скалистыми обрывами высотой до 60 м и крутыми бортами со всех сторон высотой более 100 м. Территория плато и склонов Мангуп-Кале не имеет современных построек, но частично покрыта кустарниками и смешанным лесом.
Искусственные пещеры оборонительного, религиозного и административного назначения сгруппированы на вершине скалистых обрывов в Центральной и восточной частях плато. Есть также изолированные группы пещер, связанных с средневековыми монастырями, которые расположены у подножия скал на южной и северной стороне. Общее количество древних пещерных сооружений в пределах Мангуп-Кале превышает 100. В северной части вершины плато, а также в устьях оврагов сохранились остатки средневековых наземных зданий (фортификационных сооружений, подвалов жилых домов, церквей). Верхняя восточная часть плато занята остатками замка цитадели 14-15 веков.
Первые поселения в Мангуп-Кале, восходящие к эпохе энеолита, появились на этой территории не менее 5000 тысяч лет назад. Позже, в бронзовом и раннем железном веке, это место функционировало как временное убежище. Однако постоянное поселение появилось на плато уже во второй половине 3 века нашей эры, когда первые готы мигрировали в Крым. С этого момента началось формирование административного центра крымско-готского государства, в котором была создана Федеративная отношения с Византийской империей. С помощью византийских архитекторов на мангупском плато I-го века была построена могучая крепость. С VI века поселение на вершине Мангуп-Кале начало приобретать характеристики столицы Крымского государства, которые оно полностью приобрело к концу 9 века. Затем, в связи с расширением Хазар, город попал в период временного упадка, который продолжался до конца 13-го века и вызвал обратные изменения в Мангуп-Кале, что снова превратило его в небольшое поселение. Быстрое развитие началось после нашествия монгольского хана Ногая в конце 13 века, и он стал столицей независимого княжества Теодоро, которое в 14-15 веках имело в своем владении всю юго-западную часть Крымского полуострова. В 1475 году княжество было разрушено в результате осады столицы Теодоро османской армией. Поселение в Мангуп-Кале тогда постепенно уменьшалось, так же как и жизнь на плато. Хотя последние проблески жизни в этой области были зафиксированы только в XVIII веке. Эски-Кермен-это скалистое плато, простирающееся с севера на юг, занимающее площадь около 9 гектаров, и окруженное скалистыми обрывами почти 30 м над уровнем моря. Территория плато и склоны Эски-Кермена свободны от современных построек, хотя частично покрыты кустарниками и смешанным лесом.
Группы пещер оборонительного, религиозного и административного назначения простираются по всему периметру плато скалистыми обрывами. Есть также многочисленные искусственные пещеры, которые служили подвалами в средневековых домах. Они также разбросаны по всей вершине плато. Общее количество древних скальных пещер на плоскогорье Эски-Кермен составляет более 300. Среди них есть уникальный осадный колодец и несколько пещерных церквей, которые хранят остатки фресок 13-14 века. Есть также археологические остатки средневековых наземных зданий, таких как фортификационные сооружения, подвалы и стены жилых домов и церквей, включая остатки Великой базилики, расположенной на вершине плато.
Эски-Кермен был впервые заселен в VI веке н. э., когда византийские императоры приказали построить там могучую крепость для гарнизона готов, союзников империи. Хотя крепость Эски-Кермен изначально была подчинена Мангуп-Кале, позже, после хазарской экспансии, она стала столицей Крымского Готэя. Эски-Кермен был процветающим городом с плотной и сложной системой градостроительства. В конце 13 века он был разрушен монгольским ханом Ногайской армией. Эски-Кермен никогда не возрождался как столица с тех пор, вместо этого превратился в небольшое поселение религиозного интереса. Поселение было окончательно заброшено в конце XV века из-за османского завоевания Северного Причерноморья.
Сегодня объектом под названием Культурный ландшафт пещерных городов Крымской готы руководит Крымское республиканское учреждение Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Это один из самых известных и популярных туристических объектов в Крыму. История археологических исследований и природоохранных работ Мангуп-Кале и Эски-Кермена насчитывает почти столетие, а памятники сегодня открыты для туристов.
Пещерные города Крымского Готея-уникальное явление в истории и культуре Северного Причерноморья и замечательный памятник, известный в мире. Значение объекта определяется не только его сложной исторической составляющей (и тем, что в Средние века он стал частью формирования Крымского государства, развития княжества Теодоро, установления федеральных отношений с Византийской империей, а также борьбы с хазарами, монголами Ханаи, генуэзцами и Османами), но и специфическим пространственным планированием, которое было у крымской Готезии. Особенность последних объяснялась умелым сочетанием многочисленных скалистых пещер, выколотых местным населением в естественном и живописном ландшафте массива. Все это свидетельствовало о появлении в Юго-Западном Крыму специфической культурной традиции строительства фортификационных сооружений городского и замкового типа, которые со временем развивались как своеобразный знак Крымского государства.
Городские поселения Мангуп-Кале и Эски-Кермен известны как самые большие и захватывающие примеры пещерных городов в Крымском Готее, так как они веками функционировали как административные центры (столицы) различных полиций в этой области. Многочисленные войны разрушили большинство наземных сооружений поселений, поэтому сегодня только археологические раскопки сохранились нетронутыми в течение последних 500 лет.
Поселения Мангуп-Кале и Эски-Кермен являются уникальными примерами древних городских сборников, которые имеют оригинальные системы наземных и подземных укреплений, а также специфическую систему градостроительства, которая отражает культурные традиции готических союзников, населявших зону контакта между Византийской империей. Населенные пункты Мангуп-Кале и Эски-Кермен являются выдающимися примерами человеко-экологического взаимодействия, так как они были созданы, с максимальным использованием природных условий горного ландшафта, на вершинах плато изолированных монастырей. Природная среда была обеспечена различными искусственными пещерами, используемыми в качестве подъездных дорог, оборонительных сооружений, религиозных сооружений и административных структур.
Поселения находились в центре многочисленных событий регионального и общеевропейского значения от Великого миграционного периода до османского завоевания. В частности, эти поселения были непосредственно связаны с готическими нашествиями в середине 3-го века н. э., административными реформами в северной провинции Византийской империи в 6-м веке, анти-Хазарским восстанием в конце 7-го века во главе со св. Иоанном Готским, созданием княжества Теодоро и его падением в конце 15-го века.
Культурный ландшафт можно отнести к местам необычайной природной красоты, сохранившимся в окружении нетронутой территории различных природных памятников внешнего хребта Крымских гор. Эстетическая ценность объекта обусловлена органичным сочетанием необычайно живописных горных ландшафтов, фантастических образований природного известняка и большого количества искусственных пещер, которые хорошо видны среди вертикальных скал.
Поселения Мангуп-Кале и Эски-Кермен как составные части объекта культурный ландшафт пещерных городов Крымского государства являются полностью аутентичными и звуковыми объектами археологии и культурного ландшафта. Эти поселения окутывают археологические памятники древнего градостроительства, многочисленные комплексы искусственных пещер и природный ландшафт горных скал. Все эти элементы формируют экологическую структуру этого объекта. Археологические раскопки останков средневековой городской застройки и планировки включают в себя археологические слои и руины наземных построек, которые сохранились почти целыми кусками на вершине и у подножия плато. На всей территории обоих поселений сохранились остатки древних укрепленных сооружений (таких как стены жилых помещений, административные и религиозно ориентированные наземные здания), некоторые из которых, как цитадель Мангуп-Кале, находятся на расстоянии 5 метров высоты. Состояние сохранности этих памятников позволяет исследователям реконструировать тип и особенности архитектуры и градостроительства наземных пространств в то время, провести консервацию и реставрацию древних руин, сделав их музейными экспонатами.
Мангуп-Кале и Эски-Кермен примеры техногенной средневековой монументальной архитектуры, продолжают сохранять свое подлинное состояние и археологический статус. Археологи, которые частично раскопали пещеры, оставили свою материальную структуру нетронутой. Большинство из этих комплексов, за исключением тех, которые были разрушены естественной эрозией, не испытывали никакого огромного ущерба. Кроме того, фрагменты настенной живописи позднего византийского периода до сих пор можно увидеть в пещерах древних поселений. Для сохранения фресок, которые помогают им сохранить свое нынешнее состояние, были предприняты особые усилия по сохранению.
Населенные пункты Мангуп-Кале и Эски-Кермен, расположенные на вершине природных Скалистых монастырей, свободны от каких-либо современных построек и не подверглись видимому разрушению. Их гармоничное сочетание с местами древних построек является фоном целостно сохранившегося и аутентичного культурного ландшафтапещерных городов Крымской Готии.
Список Всемирного наследия включает в себя несколько объектов, сопоставимых с культурным ландшафтом пещерных городов Крымского Готэя. Среди достопримечательностей, сочетающих живописные природные скалы и многочисленные искусственные пещеры. Особое внимание следует уделить тому, что помимо памятников Каппадокии все остальные объекты, включенные в вышеупомянутый список (например, древние гробницы, христианские и буддийские монастыри), в основном использовались в религиозных целях. Это объясняет их специфический архитектурноакустический взгляд и тип планировки. Хотя места Мангуп-Кале и Эски-Кермен включают монастырские комплексы и городские церкви, они составляют лишь небольшую часть подавляющего большинства древних архитектурных форм и поэтому могут быть названы исключительными.
Более того, большая часть Каппадокийских памятников, средневековых подземных укреплений, была сосредоточена в основном у подножия скал, чтобы играть роль хранилища или убежища древнего типа. Напротив, крымские оборонительные пещеры были казематами и сторожевыми домами, расположенными в верхних частях скал и обрывов. Использование искусственных пещер в качестве оборонительных сооружений было характерной чертой крымских пещерных городов, а не отдельным аспектом византийских укреплений.
Как правило, искусственные крымские пещеры являются вторыми по количеству после каппадокийцев, но их дизайн интерьера и аутентичный вид лучше сохранились, чем у Национального парка, потому что они не были позже использованы или реконструированы.
Стоит также отметить, что ни одна из мировых достопримечательностей, аналогичных Крымским, не включает хорошо сохранившиеся археологические виды древних городских построек. Помимо пещерных казематов, в группу Мангуп-Кале и Эски-Кермен входят различные виды уникальных погребов, которых больше нигде в мире нет. Эски-Кермене, высечены в скале, чтобы сформировать подземную часть многочисленных городских домов в этих поселениях.
Важным аспектом этого сравнительного анализа является исторический фон вышеназванных объектов. В отличие от памятников Каппадокии и Метеоры, крымские средневековые памятники представляют собой древние поселения, имевшие не только региональное, но и более масштабное влияние.
С точки зрения экспертов, ряд событий, произошедших в крымском регионе (установление Крымского княжества Готье и Феодорского княжества, федеративные отношения с Молдавским княжеством и Генозой, осада Мангупа и св. Иоанна Готского антихазарского восстания) делают места Мангуп-Кале и Эски-Кермен чрезвычайно важными для формирования общеевропейской истории. Кроме того, можно без сомнения отметить значение ландшафта, усиливающего гармоничное сочетание природных Скалистых скал с искусственными пещерными сооружениями, что добавляет красоте крымских пещерных городов и улучшает их визуальную панораму. Доминирующие позиции занимают живописные ландшафты, поэтому их размеры и красота сопоставимы с метеорами, хотя последние не имеют археологических памятников крупных поселений и многочисленных пещерных сооружений.
Наконец, стоит признать, что Мангуп-Кале и Эски-Кермен не единственные крымские пещерные города. В будущем можно было бы добавить к существующей номинации расширение и обогащение других объектов аналогичной истории и природы (например, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Качи-Калььон), расположенные в пределах внешнего хребта Крымских гор и объективно рассматриваемых в качестве тех, которые нуждаются в дальнейших тщательных археологических исследованиях и мерах по охране.

 

';